новоначальным

Святой преподобный Лазарь Галисийский — покровитель нашего села.

Дни памяти: Июль 17 (Перенесение мощей), Ноябрь 7

Преподобный Лазарь Галисийский родился в Лидии, в городе Магнезии. Образованный и Боголюбивый юноша, Лазарь стал иноком в обители святого Саввы, основанной великим подвижником благочестия в Палестине. Десять лет провел преподобный в стенах этой обители, стяжав любовь и благоговение братии перед высотой его монашеского подвига.

Рукоположенный Иерусалимским патриархом во пресвитера, преподобный Лазарь возвратился на родину и поселился недалеко от Ефеса на пустынной горе Галисийской. Здесь он был удостоен чудного видения: огненный столп, восходящий на небо, окружали Ангелы, поющие: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». На месте, где святому было явлено это чудо, он построил храм во имя Воскресения Христова и принял на себя подвиг столпничества. Вскоре к великому подвижнику стали стекаться иноки, жаждущие мудрого духовного окормления Боговдохновенным словом и благим примером святого. Так возник монастырь.

Получив откровение о своей скорой кончине, преподобный оповестил об этом братию, но по слезной молитве всех Господь продлил земную жизнь святого Лазаря еще на 15 лет.

Преподобный Лазарь скончался 72-х лет, в 1053 году. Братия похоронила тело святого в столпе, на котором он подвизался. Преподобный прославлен многими посмертными чудесами.

Великий пост — время обновления, весна духовная.

Сам Господь наш Иисус Христос для примера нам сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения врага. «Пост есть оружие, уготованное Богом, — пишет преподобный Исаак Сирин. — Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?.. До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы… И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются».

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

«Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий: — болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».

«Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость».

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».

Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».

Для чего нужна святая вода?

Различают крещенскую воду — великую агиасму и святую воду малого освящения. Великая агиасма подаётся прихожанам Церкви только раз в год — на праздник Богоявления или крещения Господня 19 января (н.ст.). Она считается сильнейшим (после крестного знамения) бесоотгоняющим и благословляющим средством. Только эту воду используют для освящения храмов, облачения священнослужителей, церковной утвари, свечей и икон. Ею  окропляются дома и машины  прихожан большим чином освящения. Считается, что одна капля великой агиасмы освящает стакан простой воды. Вода малого чина освящения употребляется также для питья, умывания, освящения малым чином (окропления с молитвой).  Её обычно не разбавляют. К таковой воде относят также воду из святых источников. Святая вода имеет свойство так называемой первичной стерильности: нельзя пить воду прямо из бутылки, в которой находится весь объём воды, — она этим оскверняется (теряет святость). Обычно воду наливают в кружечку (сейчас имеются в продаже специальные) и с молитвой и просфорой употребляется утром натощак.prosf

Дом и вещи освящается большим чином священником (с миропомазанием один раз на весь период использования), а малым чином может освятить любой прихожанин: вербы, дающиеся на праздник Входа Господня в Иерусалим могут в этом случае использоваться в качестве кропила. Читается молитва «Царю небесный» и из небольшой ёмкости, макая веточки, брызгают (окропляют) на углы и стены, вещи, домашних животных и близких, находящихся на тот период в доме. Окропляется двор, постройки, колодцы, хлевы и бани. Обычно остатки святой воды от прошлого Богоявления выливают в колодец или выпивают. К воде относятся с почитанием находящейся в ней Благодати: хранят у икон, употребляют с молитвой, не выливают в канализацию и пр.. Купание и обливание святой водой проводят в чистом месте, с молитвой, обычно трёхкратно в честь Пресвятой Троицы. Купание в иордании ( в проруби) на праздник Крещения Господня не смывает грехи, удаляет их — таинство исповеди в Церкви священнику.

Престольный праздник — одно из важнейших событий любого прихода. На сегодня, когда авторитет Церкви поднимается, не смотря на злобствующих против неё, полезно вспомнить, какое отношение к престолу было у наших прабабушек и прадедушек, и возобнавляя традиции, помолиться о благополучии и процветании нашего села. Именно в этот день на селе после праздничной литургии по всем селениям прихода совершался крестный ход с хоругвями и иконами, которые несли так называемые «богоносцы» из числа прихожан. Если приход был небольшим, то иконы проносили по всем деревням ещё и до литургии. В некоторых сельских приходах священник с причтом начинал ходить по домам прихожан и служить молебен перед образом храмового святого за несколько дней до праздника.

В небольших городах и в сельской местности во время крёстного окроплялись святой водой не только дома жителей и надворные постройки, но и колодцы, реки, поля, домашний скот. Там, где хозяева выставляли у ворот накрытый белой скатертью стол с приготовленной для освящения водой, служили молебен. В отдельных домах по просьбе прихожан служились молебны, за что церковный причт одаривали «кто чем мог» — продуктами, деньгами. Во многих сёлах к праздничной трапезе обычно приступали лишь после того, как в избе побывала «престольная» икона.

Обязательным считалось на храмовый праздник принять гостей — родственников, друзей, соседей. До середины XIX века храмовые праздники (часто осенью или зимой) обычно продолжались пять-семь дней, позднее продолжительность сократилась до одного-трёх дней. Но если праздник приходился на горячую страду, праздновали один день.

К престольному празднику начинали готовиться заранее. Подметали все улицы и дворы. Обновляли и убирали храм: чистили оклады на иконах, подсвечники, обновляли резьбу и краску на церковной утвари и т. п. В городах и в некоторых сёлах вечером накануне и в день праздника плошками с горящими факелами освещали колокольню, храм изнутри или снаружи. Всю эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины же приводили в порядок дом, старались купить обновы для членов семьи, пекли хлеб и пироги, варили пиво. В некоторых местах варили пиво и готовили стол в складчину на всё село. Во всех семьях, ожидая гостей , закупали необходимые припасы, водку и вино, памятуя о том, что «без блинов не масленица, а без вина не праздник». Каждый стремился в меру своих возможностей сделать праздничный стол богатым, чтобы накормить вволю и напоить всех гостей. Обед готовили с раннего утра в день праздника, поэтому в церкви женщин всегда было заметно меньше, чем мужчин.

У крестьян крепко держался обычай в престольный праздник угощать «всякого заходящего в избу» — и земляка, и прохожего, и нищего. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. В городах, как правило, привечали только приглашённых гостей. Родственники и друзья обязательно ходили друг к другу в гости. (По материалам Википедии).

К сожалению, некоторые наши прихожане даже не знают, в какую святую Троицу они верят. Некоторые, увы, видимо по «марийскому» обычаю (именно таким образом понятие пресвятой Троицы закрепилось почему-то у коренного воцерковленного марийца) верят  как в Троицу — в Господа Иисуса Христа, пресвятую Богородицу и святителя Николая.  Когда же Троица единосущная и нераздельная есть —  Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Имеется два представления о Троице в иконах: 1) каноническое — икона Андрея Рублёва «Троица», где Господь изображён в одинаковых ипостасях (образах Ангелов), но в разных сущностях — Бог Отец непреклонен, Бог Сын в красном хитоне и синем гимматии (как принято изображать Господа Иисуса Христа), Бог Дух Святый — в зелёном гимматии (верхней одежде). 2) Второй тип иконы, изображающий святую Троицу — неканоническая, где мы видим понятное ограниченному человеческому сознанию образы Бога Отца, как Старца; Господа Иисуса Христа, как Мужчины (младенца, отрока) и Бога святого Духа в виде Голубя.

1213479613_5727trindade_esl

 

Россия несёт в себе «драгоценность, которой нет нигде больше, – Православие, писал в своём Дневнике Ф.М. Достоевский, что она хранительница Христовой истины, но уже истинной истины, настоящего Христова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах». Явить миру неповреждённый образ Христа (с точки зрения нашего гениального писателя) есть историческое предназначение России. Если народ не выполняет своего предназначения, он исчезает, вымарывается из страниц «Книги жизни». Наша страна всегда старалась придерживаться традиций, в том числе веры — Православной, которая является фундаментом целостности и самобытности России. Пример нашей страны, не слившейся в сплошной союз без различий между государствами, доказывает правильность выбранного пути — укоренении веры между своими гражданами, которые готовы потом участвовать в помощи другим странам (как, например, происходит сейчас на Украине, где мирный братский народ защищают наши — русские — волонтёры).

6

Как защититься от порчи, сглаза и прочих наветов бесовских?

Семейные, материальные и физические проблемы человек часто приписывает влиянием злобы других людей, наводящих на него порчу и пр.. Однако важно помнить, что ни один человек не в силах навредить вам, и что магические способности (если он ими действительно обладает) такой «ведун» получает от злых духов — бесов. Которые, в свою очередь, получают власть над вами, если вы не под защитой Бога (давно не посещали Церковь, не участвовали в спасительных таинствах исповеди и Причастия). Ссылка «на меня порчу навели» часто бывает элементарной попыткой найти виновного в своих проблемах. Когда  доступ к вашей личной душевной и физической безопасности всегда открывает ваш личный грех. Только сознательная и регулярная исповедь и Причастие являются лучшими гарантами вашей физической и духовной безопасности.

 

Зачем мы нужны Богу, и Бог нужен нам?

111244_or

Бог создал человека, как венец своего творения. Человек, войдя в возраст сознательного созидания, — устраивается на работу, строит дом, но не будет счастлив без семьи и детей. В нём говорит образ Божий, вложенный в Своё создание, желающий, чтобы человек отразил в себе хотя бы отблески славы Отца. Господь ждёт от нас не страха за наказания, не слепого подчинения, но любви, которая не может творить злого.«Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Откровение Иоанна Богослова, 3:20

Зачем идти в крестный ход?

В Церкви Православной всё направлено на совершенствование каждого человека. Крестный ход — сильное средство для изменения греховного состояния, терзаемого страстями, в состояние жертвенности, а из него — в ощущении близости Бога, чувствование Благодати. Человек понуждает себя идти за иконой, как за Богом. Заставляет себя вместе со всеми молиться. Испытывает тяготы пути и смиряется, сознавая свою немощь и прося помощи у Господа. И тот подаёт просимое! Крестных ход похож на поход малой, но сильной части огромного войска. Где командиры — священники, а главнокомандующий — Сам Бог. В крестном ходу чувствуешь себя воином, и приобретаешь и усиливаешь своё оружие — молитву. И идёшь вместе со своими «однополчанами» без страха, хотя и явственно теперь чувствуешь нападки бесов и собственную слабость. Потому что впереди крестного хода — свет фонаря, символизирующего свет силы Господней. А свет всегда побеждает тьму.

3

Дети и воскресная школа.

Сегодня, при ослаблении воспитательной позиции светской школы, так актуально расширение деятельности приходских школ в сторону спорта, туризма, культурного развития. Владея навыком молитвы, ребёнок при испытании физическом и духовном, начинает практически её применять, и чувствуя облегчение трудностей, утверждается в Православии день ото дня. Воскресная школа учит целомудрию, сдержанности в тоже время открытости, самопожертвовании, дисциплинированности, развивает и поддерживает таланты. Позиция Церкви на сегодня такова, что каждый может найти себе в ней занятие по душе. Если, конечно, не преследовать меркантильных целей, а просто позаботиться о своей душе.

Зачем в церкви деньги ?

К сожалению, как и во все время Церковь часто обвиняют в том, что требы — то есть крещения, венчания, молебны, панихиды, свечи, иконы и тому подобное, стоит денег, иногда и немалых. В то же время, мы хотим, чтобы само строение  и благоукрашение здания, в котором крестят наших деток, венчают и пр., было на надлежащем уровне. Стоит ли напоминать, что Церковь отделена от государства, а значит существует за счёт пожертвований именно прихожан. Материалы, из которых изготавливают свечи, иконы, лампады, крестики — дорожают из года в год. Для того, чтобы в церкви сделать ремонт, содержать воскресную школу, делать необходимые изменения — нужно чтобы из тех денег, что казначей получит из церковной лавки, на большую часть которых он снова купит свечи и иконы, осталось хоть что-то, на что можно купить новую рясу батюшке; лампадного масла в лампадку у местночтимых икон; краски, чтобы покрасить крышу и пр. Стоит ли обвинять батюшку за новую машину, на которой ему приходится объезжать 2-3 ( а иногда и больше) приходов, если старая могла сломаться по дороге между службами  в первом и втором приходе и люди бы ушли, не дождавшись своего настоятеля. Мы очень любим потрать на себя: купить новую одежду, бытовую технику, вкусную еду, — заботясь о своём теле. Почему же мы не любим тратить, заботясь о душе?..

О важности таинства Причастия.

Часто человек, оправдывающий своё нежелание ходить в церковь, говорит: «У меня Бог в душе, я дома молюсь». Откуда взяться Господу в душе сего заблудшего прихожанина, который не заботится о очищении своей души от  грехов. А отрицая свою греховность, мы приравниваем себя Богу.  Откуда взяться Благодати, если Она обретается только на престоле Церкви на Литургии, за таинством Причастия? Только участвуя в таинствах исповеди и Причастия, мы можем называться истинно православными, а без этого мы носим крест, как украшение. Молитва одного человека подобна одинокому крику в пустыне. По нашим грехам, часто прося себе во вред, мы не получаем просимое. Но что может быть лучше слаженной, уже готовой молитвы на Литургии, —  стой, внимай, поклоны ложь, да про себя повторяй. И во столько раз усиленная, сколько присутствующих, молитва, быстрее достигнет престола Божия. Таинство Причастия подаётся младенцам (до семи лет) без исповеди и поста, как безвинным. От семи лет человеку для Причастия нужно три дня поститься, читать правило ко святому Причащению (есть в каждом молитвослове) и непосредственно на Литургии — исповедоваться. Положено как минимум три раза причащаться Святых Даров. И вот тогда можно говорить, «что у меня Бог в душе».

Как надо вести себя на кладбище ?

 На кладбище идут как в церковь: женщины в платках и юбках (платьях), закрывающих колено; мужчины снимают головные уборы. На входе и выходе с кладбища нужно трижды с поклонами перекреститься, не шуметь, не сквернословить, много и попусту не говорить. Придя на могилу, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин —  «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище».  Нельзя есть, пить и петь песни у могилы — это пережиток язычества и оскорбляет память усопшего. Тем более оставлять зажжёные сигареты и лить водку (или любую жидкость, — «чтобы попил умерший»), — это грех и ожесточение участи для усопшего сродника. Самое нужное и желанное для вашего умершего — это молитва, заказная о упокоении в храме на Литургию, сорокоуст о упокоении, — когда вы и священник молится, вынимая частицу из просфоры и погружая её в Чашу — смывается часть грехов, и участь умершего облегчается. Подробнее в книге So_svyatyimi_upokoy

Для желающих венчаться.

В этом году приход преподобного Лазаря Галисийского приглашает пары, прожившие более пяти лет в супружестве, но не венчавшиеся, приготовившись, приступить к этому таинству. Священник, совершив этот прекрасный обряд, благословит Ваш брак, — чтобы вы и в дальнейшем жили долго и счастливо; чтобы дети Ваши были здоровы и физически, и духовно; чтобы всё, нажитое совместным трудом освятилось и служило Вам на радость. Для начала Вашему вниманию предложена брошюра о сути венчания, как и для чего это совершается. Формат P.D.F. tainstvo-venchaniya

Какие молитвы священник часто спрашивает у крестных родителей или взрослых, принимающих крещение? Прежде всего — это «Символ веры», который даёт исчерпывающий ответ на все основные каноны Православия. Поэтому следует распечатать и заучить заранее.molitva-simvol-very
Вторая молитва — которую дал нам Сам Господь — «Отче наш». Не даром ведь говорят: «Должен знать как «Отче наш»». Эту молитву знать надо обязательно.OtcheNash
Ну а самая короткая молитва — «Господи, помилуй».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели